Раз в год, по весне, когда земля сбрасывает с себя снежный покров и воздух наполняется прохладной свежестью и чириканьем решивших наконец-то вернуться на родину птиц, многие люди, независимо от того, ходят ли они в храм или молятся дома, начинают взволнованно спрашивать: «Когда?!», «Когда в этом году будут праздновать Пасху? Успеем ли мы?!! А то ведь хлопот много. Надо не ударить лицом в грязь и покрасить-таки яйца, и напечь куличи по рецептам, претендующим на строгое следование старинным традициям.
На ночное пасхальное богослужение лучше приходить заранее. И заранее подумать, в какой храм. Народ будет везде, но там, где лучше хор или храм центральный, давно открытый, людей будет больше.
Лучше всего принести с собой… себя. То есть своё внимание, свою готовность к радости, свою готовность не отвлекаться на неудобства и искушения ради того, чтобы встретить, как положено, Праздник Праздников и Торжество из Торжеств.
Самое правильное, конечно, накануне исповедаться, чтобы затем причаститься на ночной Пасхальной литургии Святых Христовых Тайн. Но даже если по каким-либо причинам вы не смогли подготовиться к Причастию, попробуйте просто вслушаться в то, что предлагает нам Церковь в эту ночь. Ведь пасхальная служба — самое радостное событие в жизни каждого верующего человека. Она полна ликованием о Христе Воскресшем. Вслушиваясь в ее слова, проникая в ее смыслы, мы сами наполняемся этой великой радостью. Праздничное богослужение начинается не в полночь с субботы на воскресенье, а чуть 23.00. Мы входим в наполненный народом полутемный храм. Паникадила — большие люстры — выключены. Перед закрытыми Царскими вратами на амвоне стоит большая подставка в виде гробницы. На ней лежит Плащаница — украшенный вышитый плат с изображением Христа, лежащего во гробе.
Тихо выходят из алтаря священник и диакон в белых одеждах, и начинается особое богослужение — полунощница, перемежаемое негромким пением хора. Его основная часть – это чтение священником канона Великой Субботы, повествующего о погребении Христа. В конце чтения вокруг Плащаницы кадят и на словах «востану бо и прославлюся» через открытые Царские врата Плащаницу заносят в алтарь.





