
Главный праздник этого дня — Изнесение Честны́х Древ Животворящего Креста Господня, который был установлен еще в IX веке в Константинополе, «по причине болезней, весьма часто бывавших в августе». В этот день износили Честное Древо Креста из царской сокровищницы, освящали улицы города и «с настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения» (из греческого часослова XIX века).
Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (Медовый Спас) празднует Православная Церковь 14 августа.
В названии этого праздника вместо слова «изнесение» чаще встречается «происхождение». Это не совсем точный перевод греческого слова, которое означает «церемония» или «процессия». Дело в том, что в древнем Константинополе сложилась традиция – в августе нести святыню крестным ходом по городу, так как в это время года болело много людей.
Так, в греческом часослове 1897 года происхождение этого праздника объясняется так:
«По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии – Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».
В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1».
Традиционно в этот день на середину храма из алтаря выносится для поклонения украшенный крест.
Праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня также является началом Успенского поста.
По принятому ныне в Русской Церкви чину 1 августа до или после Литургии совершается малое освящение воды.
Медовым Спасом же этот праздник называется потому, что вместе с освящением воды совершается освящение меда и с этого дня благословляется вкушение его нового сбора.

Благочестивая традиция есть в этот день у пасечников — раздать по кусочку соты с медом детям и нищим. Кулинарные традиции Медового Спаса не могут не радовать сладкоежек: в этот день пекут постные медовые пряники, коврижки, постные блины с медом, медовый квас, варят медовуху (кстати, употребляли ее на Руси в это время и как лекарство от хворей).
Существует еще одно название праздника 14 августа — Маковей, в народе — Маковый Спас. В церквях вспоминают семерых братьев-мучеников Маккавеев с их матерью Соломией. Известно, что в 166 году до н.э. династия Маккавеев восстала против указов, которые запрещали еврейские религиозные практики. И снова на языковом уровне получилось «сращение» народного обычая (с 14 августа на полях начинали собирать мак и печь пироги с этой начинкой) и церковного праздника.
Почему Медовый Спас называют еще «Спасом на воде»? Существует тоже вполне бытовое объяснение: в этот день чистили старые и освящали новые колодцы, водоемы и святые родники. После крестного хода купались люди «для очищения от грехов» и купали весь свой домашний скот.
На Медовый Спас во всех церквях совершают празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице в честь победы в 1164 году великого князя Андрея Боголюбского в походе против поволжских болгар и греческого императора Михаила над сарацинами.

